Подготовка данных для расчета цветовых профилей фотокамер

RawDigger Profile Edition предназначен для подготовки данных для расчета цветовых профилей фотокамер; далее профили могут использоваться при конвертации RAW.

Profile Edition позволяет оцифровать RAW-данные непосредственно со снимка мишени и экспортировать результаты в стандартном формате CGATS, «понимаемом» большинством пакетов профилирования, включая бесплатные Argyll и DCamProf, а также в формате CSV.

По отдельному снимку серой карты или любой монотонной поверхности («ровного поля») может быть легко выполнена компенсация неравномерностей освещения шкалы (как по интенсивности, так и по балансу белого).

Как подготовить данные к профилированию

1. Настройка установок (Preferences)

  • откройте Menu -> RawDigger -> Preferences;
  • восстановите установки "по умолчанию" — для этого нажмите кнопку Default Settings;
  • если при съемке баланс белого был установлен вручную (по серой карте) в закладке Display Options в поле RGB render White Balance выберите As Shot;
    RawDigger Preferences Display Options
  • в закладке Data Processing выберите Selection/Sample stats: discard abnormal pixel values;
    RawDigger Preferences Data Processing
  • нажмите кнопку OK;

2. Работа с сеткой

  • откройте RAW-файл со снятой мишенью (Menu -> File ->; Open, Cmd/Ctrl-O, drag-and-drop);
  • визуально убедитесь, что на мишени нет зон передержки — для индикации зон передержки в верхней информационной части окна программы в разделе Display выберите OvExp
    RawDigger OverExposure Indication
  • убедитесь, что средние значения (Avg) RAW в зеленом канале на белых плашках достаточно близки к максимальному значению в зеленом канале для данной камеры при данном ISO (для 14-битных RAW файлов разница должна составлять 2-3 тысячи единиц, для 12-битных — 500-800 единиц, иными словами, около 1/3 стопа; максимальное значение устанавливается по блику, например, на металлическом шарике), для этого:
  • выделите произвольную белую плашку мишени, не захватывая ее границ, — установите курсор «мыши» около левого верхнего угла плашки и, удерживая клавишу Shift, протащите курсор к правому нижнему углу (Shift-drag);
  • сравните среднее значение в зеленом канале для белой плашки с максимальным значением в зеленом канале для всей мишени (значения приводятся в верхней части окна программы);
RawDigger White Patch Selection
  • если отличие больше рекомендованного, мишень экспонирована неоптимально — ее стоит переснять;
  • при необходимости переместите выборку на другую белую плашку; по окончании удалите выборку — например, нажав на ней правой клавишей "мыши" и выбрав Delete в выпадающем меню.
RawDigger Delete Selection
  • построение сетки и выравнивание ее положения относительно мишени:
  • откройте Menu -> Selection -> Selection Grid;
RawDigger Grid Parameters Menu
  • установите Grid Size в соответствии с геометрией мишени (для CCSG10 х 14, для CC244 x 6) и нажмите кнопку Place Grid
RawDigger Placed Grid
  • выровняйте положение сетки, двигая и растягивая ее таким образом, чтобы совместить углы сетки с углами мишени и добиться примерно одинаковых зазоров со всех сторон между ячейкой сетки и границами плашки:
RawDigger Adjust Grid
  • для перемещения всей сетки нажмите в произвольном месте внутри сетки левой клавишей «мыши» и, удерживая ее, подвиньте сетку в нужном направлении;
  • для масштабирования всей сетки потяните за одну из угловых меток сетки, удерживая клавишу Cmd/Ctrl;
  • для позиционирования углов сетки, нажмите в позиционируемом углу левой клавишей «мыши» и, удерживая ее, переместите угол;
  • Один из наиболее эффективных методов выравнивания сетки следующий:
  • передвиньте всю сетку так, чтобы примерно совместить верхний левый угол сетки с верхним левым углом мишени;
  • отмасштабируйте сетку в размер мишени;
  • точно спозиционируйте углы сетки по углам мишени;
  • при необходимости откорректируйте размер ячейки сетки так, чтобы получающийся зазор был действительно небольшим — размер ячейки регулируется в меню Grid Parameters значением в поле ROI relative size; типичными значениями этого параметра являются: для мишени CCSG0.5, для мишени CC240.75;
  • Для удобства оценки точности позиционирования и получающейся величины зазора можно использовать Zoom.
    RawDigger Zoom

3. Сохранение данных

  • в окне управления сеткой Grid Parameters нажмите кнопку Selection to Samples;
    RawDigger Selection to Samples
  • в открывшемся окне Samples с таблицей замеров нажмите кнопку Save Samples;
    RawDigger Save Samples
  • в открывшемся окне Save Samples to Fileвыберите параметры сохранения данных:
    RawDigger Save Device Data
  • Выбор параметров сохранения данных (Save Options) зависит от того, каким пакетом для профилирования вы собираетесь пользоваться.
  • если вы собираетесь воспользоваться бесплатным пакетом MakeInputICC (на основе Argyll) и, допустим, создать профиль для CaptureOne, выберите формат экспорта CGATS;
  • в подавляющем большинстве случаев следует выбрать Average Green Channels;
  • в окне диалога выберите параметр White Balance;
  • баланс белого для мишени CCSG применяется по патчу G5,
  • для мишени CC24 — по патчу В4 (выбрать в выпадающем списке в поле Sample ID);
  • в окне диалога выберите параметр Data Scaling and Gamma;
  • установите значение Gamma равным 1.8;
  • установите Maximum Value равным 242.00.
  • Для сохранения данных для создания профиля нажмите кнопку OK.

Как откорректировать неравномерность освещения мишени

Выравнивание по «ровному полю» (Flat Field Normalization) позволяет существенно упростить и ускорить установку света для съемки мишеней

  1. расположите мишень на ровной матовой поверхности (идеально подойдет большая серая карта или хорошо натянутый лист матового ватмана) и сделайте снимок;
  2. уберите мишень и сделайте снимок ровной поверхности («ровного поля») — в той же позиции камеры, с тем же освещением, с той же диафрагмой (для компенсации виньетирование объектива) и с той же выдержкой;
  3. откройте снимок мишени в RawDigger и «натяните» сетку (см. п.2 предыдущей инструкции)
    RawDigger Target with Grid Placed
  4. не двигая и не удаляя сетку, откройте в RawDigger снимок "ровного поля" (File -> Open или просто переход к следующему/предыдущему файлу)— сетка остается на том же месте;
    RawDigger Flat Field with Grid
  5. для открытого снимка "ровного поля":
    • в окне управления сеткой Selection Grid нажмите кнопку Selection to Samples;
    • в открывшемся окне замеров (Samples) нажмите кнопку Save Samples
    • в появившемся окне диалога в поле File Formats выберите формат сохранения данных Flat Field Data
      RawDigger Save Flat Field
    • нажмите кнопку Save для сохранения таблицы коррекции неравномерности поля в виде файла в формате .FFD;
  6. вновь откройте снимок с цветной шкалой, по-прежнему не двигая и не удаляя сетку, в обновившемся окне Samples с таблицей замеров нажмите кнопку Save Samples и в открывшемся окне диалога (Save Samples to File) выберите:
    • формат сохранения файла CGATS;
    • параметр Flat Field Normalization и файл .FFD (пользуясь кнопкой [...]), сохраненый на предыдущем шаге, когда был открыт снимок с «ровным полем»;
    • параметр White Balance и номер плашки, по которой брать баланс белого (G5 для мишени CCSG, В4 для мишени CC24, и т.д.);
    • параметр Data Scaling and Gamma и требуемые значение Gamma (обычно 1.8 или 2.2) и Maximum Value (242 – 250).
    RawDigger Save Data with Flat Field Normalization
  7. нажмите кнопку Save для сохранения данных для создания профиля.

22 Comments

Добрый вечер. Опробовал

Добрый вечер. Опробовал данный алгоритм действий при построении профиля характеризации фотокамеры. Профиль строил с помощью MakeInputICC и для сравнения в Profile Maker Pro 5 для использования в RAW конвертере Photivo. Ну что сказать, метод как таковой работает и результат даёт, только не совсем удовлетворяющий меня, для не профессиональной репродукционной съёмки. У меня есть вопросы, на втором скриншоте (настройка программы перед использованием) поставлена галочка "библиотека librari" она качественно влияет на результат или только увеличивает скорость работы?
И второй вопрос относится к яркости белого патча. Понятно что он должен быть как можно ближе к точке насыщения, но ведь мишень экспонировалась в тех же условиях что и картина, а там экспозиция была выставлена по флешметру по падающему свету, то есть по 18% шкале, как быть, отдельно что ли мишень фотографировать, увеличивая экспозицию?

Недодержка составляет на

Недодержка составляет на обоих снимках чуть более 2/3 ступени. Не смертельно, но лучше все ж делать "в обрез" - ниже шум в тенях, лучше разрешение. Хуже иное - у Вас flare и неравномерность свет порядка 0.5 ступени на относительно коротком отрезке. Левый столбец - замеры deltaEV между W и обозначенной плашкой по серому клину W-N8-N6.5-N5-N3.5-B (нижний ряд СС24 Passport); правый - результаты по Вашему снимку мишени

  deltaEV from White
  Reference Actual shot
White 0.00 0.00
Neutral 8 -0.63 -0.59
Neutral 6.5 -1.34 -1.25
Neutral 5 -2.29 -2.13
Neutral 3.5 -3.37 -3.13
Black -4.91 -4.38

--
Best regards,
Iliah Borg

Понятно, надо работать над

Понятно, надо работать над равномерностью освещения. Я тоже сверял полученные данные с личным и "заводским" референсом, не думал что различия в десятичных критично. Скажите пожалуйста, разве цвет зависит от неравномерности освещения, там где на картине платье тёмно коричневое на снимке просто нейтрально тёмно серое - чёрное без намёка на коричневое. Причём полученный результат в итоге на много холодней оригинала (картины). Пробовал методом двойного профилирования, создавал два профиля для конвертора и второй для Ф.Ш., немного лучше, ближе к оригиналу, но всё равно нет попадания в цвет. А сами вспышки могут быть причиной этому не попаданию в цвет .

Цвет в глубоких тенях может

Цвет в глубоких тенях может теряться. Я не снимаю репродукции со вспышками, тем более с неизвестным мне спектром - но вот что можно сделать для начала. Закройте вспышки пурпурными фильтрами СС40M - выиграете в поканальной экспозиции 2/3 ступени и выровняете спектр несколько, возможно, и от ошибки метамеризма уйдете; экспонируйте с контролем в RawDigger, а не по flashmeter - выиграете еще 2/3 ступени. К снимку картины приложите серые reference по краям - надо быть уверенным в балансе.

Дальше там бездны. Tamron - холодный объектив, может несколько влиять. От некоторых неравномерностей света, связанных с отражениями, спасает поляризационный фильтр на свете. Смотрите критические углы света, используйте компендиум на объективе. Дед меня близко к репродукции не подпускал, пока я не научился воспроизводить (с проверкой плотностей) композицию из полуглянцевых серых клиньев - один по центру, четыре по сторонам прямоугольника 40 на 60 см. Это и установка ровного света, и защита от рефлексов, и экспозиция - всегда по пробе, а не по экспонометру. 

--
Best regards,
Iliah Borg

Спасибо за советы, некоторые

Спасибо за советы, некоторые вещи Вами сказанные я соблюдаю, в частности компендиум всегда стоит на оптике. Скажите а использование галогенного спирального света (2900 - 3200 К) не возбраняется использовать в репродукционной съёмку?

Я использую простые линейные

Я использую простые линейные трубки галогенные, а для акварели это еще и гарантия, что нет ультрафиолета. Просто объекты устанавливаю после того, как трубки прогрелись и свет выровнен - чтоб лишнему теплу не подвергать. Наверно можно и спиральные. На свете висят фильтры - Rosco Thermashield / Super Heat Shield и минимум full CTB. 

--
Best regards,
Iliah Borg

минимум full CTB.

Да, постоянно имею с ними дело, но слишком много съедают экспозиции они, мощные приборы нужны, не хочется снимать на открытых диафрагмах или на длинных выдержках, значит не фильтрованный источник 2900К не подходит?

Вот конвертация, с балансом,

Вот конвертация, с балансом, скопированным со снимка с Passport, с двумя тональными кривыми, пленочной и колориметрической. Остальное по умолчанию, постопа недодержки не компенсировал. 

Пленочная http://s3.amazonaws.com/IliahBorg/_IGP4547.jpeg

Колориметрическая http://s3.amazonaws.com/IliahBorg/_IGP4547_CM.jpeg

С компенсацией на полстопа

http://s3.amazonaws.com/IliahBorg/_IGP4547_EC_0.5.jpeg

http://s3.amazonaws.com/IliahBorg/_IGP4547_CM_E_0.58.jpeg

--
Best regards,
Iliah Borg

За варианты спасибо, не могли

За варианты спасибо, не могли бы Вы tiff выложить, я бы на рабочем компьютере посмотрел бы (он к инету не подключён) а то что показывает мой ноутбук так же холодно выглядит как и у меня мои варианты ( знаю проблемные места, туда сразу посмотрел ).

JPEG с профилями, так что

JPEG с профилями, так что смотреть можно. Выглядит холодно, и по цифрам нейтрально - хотя я использовал свой профиль. Тут не в профиле суть, вот что я пытался показать.

И надо бы сравнить с pef - кто знает, что они делают в камере при записи dng.

--
Best regards,
Iliah Borg

И надо бы сравнить с pef

Если бы ПЭФ писался бы я бы с ДНГ НЕ СВЯЗЫВАЛСЯ.
Вот у меня так же, по цифрам всё хорошо а визуально не то, так значит проблема не только в не равномерности освещения а ещё и в спектре вспышек или я Вас не понял.

Посмотрел на рабочем ком., по

Посмотрел на рабочем ком., по некоторым цветам по которым у меня возникали проблемы у Вас на первый взгляд всё хорошо а вот с платьем так же как и у меня, нет коричневого цвета. Видимо спектр вспышек вошёл в резонанс с красками, надо будет попробовать с галогенным светом сфотографировать.

Скажите пожалуйста а создание

Скажите пожалуйста а создание таблицы Flat Field Data: может полноценно заменить физическое выравнивание освещения по полю кадра?

Оно облегчит жизнь. Насколько

Оно облегчит жизнь. Насколько - ну вопрос, если у вас неравномерность от отражений - то мало, а если просто от неровного света, то изрядно.

Спасибо за ответ, надо будет

Спасибо за ответ, надо будет попробовать и сравнить с результатами без такой таблицы. На ресурсе blog.lexa.ru Вы описывая алгоритм работы этой системы указываете что ББ нужно ставить в карте КолорЧекер Паспорт по плашкам С4 и D4 тогда как по спецификации этой мишени плашка В4 является правильной для ББ, этому есть какое то объяснение?

Попробовал, создал преференс

Попробовал, создал преференс мишени с включённой таблицей, разница видна очень хорошо, кадр становится плотней не таким белёсым но по цветам изменений нет к сожалению. Фотографирование при галогенных лампах тоже не дало желаемого результата, пока пользуюсь методом корректировки в ФШ в Lab после присвоения профиля и преобразования в Adobe RGB, создаю пресет и применяю его ко всем файлам.

<Закройте вспышки пурпурными

<Закройте вспышки пурпурными фильтрами СС40M>
Провёл тест с фильтрами LEE 248 (CC15 M) Потребовалось четыре слоя, что бы красный канал про экспонировался чуть больше чем зелёный. Результат меня порадовал, цветопередача стала намного правдивей, надо будет попробовать бутерброд из 3 слоёв 248 + 1/4 (249 - СС075М), для полного выравнивания каналов. Для подтягивания синего канала (отстаёт от зелёного на пол стопа) хочу применить 1/4 ? C.T.orange или C.T.straw

А можно поподробнее?

"экспонируйте с контролем в RawDigger, а не по flashmeter - выиграете еще 2/3 ступени."

Что имеется в виду?
С любым светом?